Даже можно написать текст

Боль: найти удобство даже в дискомфорте

Боль: найти удобство даже в дискомфорте


"Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, поведение, направленное против самого зла, а не против людей его творящих (отсутствие ненависти).
Ахимса, непричинение вреда, состоит в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом — ни мыслью, ни словом, ни делом." (Википедия)

Будучи универсальным, закон непричинения вреда - ахимса (санскрит.) очерчивает пределы интенсивности как физической, так и духовной работы. Более того, если аскетизм ненасилие по отношению к самому себе игнорирует, то йога на нём основана. Её первые этапы предназначены для очищения тела, но не для причинения ему вреда, хотя некоторые учителя вообще не принимают ахимсу в расчёт, например тот же Паттабхи Джойс любит повторять: «No pain — no yoga».

«Матчасть» предъявляет нам свои резоны в виде голода, жажды, утомления, усталости, боли. Проявления эти бывают позитивными — ощущается потребность в чём-то, либо негативными, которые сообщают об опасных условиях, которые следует убрать или уменьшить — жара, холод, боль и т.д. Как говорили древние греки: «Боль — это цепной пес нашего здоровья», он может предупреждать об опасности, но если предупреждению не внять, то способен взбеситься и загрызть.

Соблюдение ахимсы — ключевой момент в практике традиционной йоги, тем более, когда речь идёт о начинающих. У каждого человека с младенчества выработан алгоритм (техника безопасности) контактов с живыми существами, предметами и явлениями этого мира, в специальной деятельности (цирк, спорт) формируются дополнительные навыки. Следовательно, и в случае освоения асан к прежним стереотипам техники безопасности должны быть добавлены новые! Если это не случится, люди часто попадают в ситуацию абсурда.

Когда в асанах возникают незнакомые (неприятные) ощущения, и если их игнорировать, включается типовой сценарий развития событий, который выглядит примерно так: сначала в какой-то позе и в определённом месте тела день за днём возникает не то чтобы боль, но некое смутное неудобство. Если оставить его без внимания, оно закрепляется и начинает постепенно крепнуть, это верный признак того, что проблема находится в начальной стадии формирования.

Если игнорировать это, аналогичное ощущение проявится вскоре в том же самом месте, но уже в других асанах — это второй звонок: перегрузка накоплена, она локализовалась и распространяется на сопредельный объём мышечной массы (суставной сумки, сухожилия). Если по-прежнему не внимать сигналу бедствия, неприятные ощущения в том же самом месте начинают проступать в движениях повседневности. Пока ещё не боль, но локализованная неприятность ощущается постоянно, это звонок третий, сигнал начала воспалительного процесса — будущей травмы.

Маленькое отступление. Чувствуем ли мы обычно внутреннюю работу мышц, сухожилий, связок, органов и систем организма, гуляя, скажем, по бульвару? Однозначно не чувствуем — если с телом всё в порядке. Хотя в процессе ходьбы и задействован весь суставно-связочный аппарат, но это типовая нагрузка, восприятие к ней адаптировано и потому она в нём не представлена, ощущений нет — если не прислушиваться специально.

Если сознание начнёт воспринимать хотя бы треть работы мышц или внутренних органов, человек сойдёт с ума либо утратит возможность воспринимать окружающее.

Когда субъект здоров и тело к конкретной физической работе адаптировано, никаких явных (а тем более негативных) ощущений нет ни во время работы, ни после — это закон. Если они возникают, то всегда носят предупреждающий характер. О боли вообще нет разговора, физическую работу через боль человек в здравом уме или без очень веских причин делать не станет.

Но тогда «лишних» ощущений (не говоря уже о боли!) не должно быть и в асанах, которые выполняет то же самое тело. А если негатив возникает, то первейшей задачей является его устранение — это одно из условий успокоения ума и сохранения тела! Можно сколько угодно делать сегодня асаны, но с одним условием: назавтра организм не должен об этом напоминать ощущениями.

Итак, мы остановились на том, что при безответственном подходе к асанам «лишние» ощущения «просочились» в повседневность. Если проигнорировать и это, тогда в той самой точке, откуда всё началось, появится в асанах явная и неприкрытая боль. Далее события будут развиваться в том же русле: сначала боль локализуется в одном месте и в одной позе, затем в том же самом месте, но в разных позах, позже она «проступит» в движениях повседневности, и уже потом станет постоянной. Одновременно падает гибкость, не только наработанная практикой, но и обычная. Затем большинство поз становятся вообще недоступными, да и обычные бытовые движения становятся проблемой.

Описанный садомазохистский процесс порой весьма затягивается (в зависимости от крепости здоровья и степени тупого упрямства), но когда дело идёт к развязке (травме), пропадает сон, возникает раздражительность и внутренняя паника, и затем следует срыв — острая травма, либо обострение плавно переходит в хронику.

Справка из патофизиологии: типовым признаком воспаления на уровне микроциркуляции является переполнение капилляров кровью или гиперемия, которая может иметь два компонента: артериальный и венозный. То есть, с одной стороны — расширение мелких артерий и увеличение притока крови в очаг воспаления, с другой — сужение мелких вен, что уменьшает отток и также способствует переполнению капилляров. При остром состоянии такая ситуация оправдана, поскольку создаёт условия для наращивания в очаге воспалении лейкоцитов и биологически активных веществ. Хроническое же воспаление органа либо звена опорно-двигательного аппарата приводит к застою крови. А это, в свою очередь, к постоянной гипоксии тканей, местному ацидозу, повреждению клеточных структур и активной пролиферации соединительной ткани, которая постепенно замещает функциональную, «родную» ткань органа, суставной сумки или связки, поэтому при длительной практике асан с болью и наблюдается стойкое падение гибкости.

Иногда новичок упорно пытается освоить асаны несмотря ни на какие издержки, это тот самый печальный случай, когда стереотип самосохранения не сработал, и отношение к телу приобрело стабильно разрушительный характер.

«...Люди обречены желать то, чего у них нет, и при этом у них не возникает чувства, что их усилия, направленные на достижение желанной цели бессмысленны».
Сколько же раз человек разумный должен переживать неприятность или боль, чтобы понять: этого делать не надо! На что можно надеяться, без устали повторяя действия, не приносящие успеха? До каких пор можно впустую расходовать силы и время, не отдавая себе отчёта в банальной истине: подлинная йога должна влиять на любые аспекты бытия только позитивно! Надежда, не подкреплённая знанием и адекватными действиями — злейший враг человека.

Напомню ещё раз, поскольку это важно, градацию физической нагрузки по влиянию её на функциональное состояние:

• слабая — не оказывает заметного воздействия;

• умеренная — стимулирует работу органов и систем (в синергетике это называют слабыми влияниями);

• сильная — угнетает жизнеобеспечение;

• очень сильная — разрушает организм, который не может к ней приспособиться.

Данной градации отвечает четыре типа ощущений в опорно-двигательном аппарате, это:

• фоновые, осознаваемые лишь в пристальном самонаблюдении и никак не отражающиеся на состоянии и самочувствии;

• нейтральные — достаточно заметные, но минимальные, они не нарушают ментальную релаксацию, если таковая состоялась;

• неприятные, напрягающие сознание и нервную систему;

• боль, состояние не совместимое с релаксацией и покоем, сигнал травмы.

Всё вышеперечисленное коррелирует с двигательными диапазонами:

• в типовом диапазоне ощущений нет либо они подпороговые, не проникающие в сознание;

• ощущения явные, но умеренной интенсивности, растворяемые посредством релаксации;

• при произвольном выходе на предел гибкости и попытках «надавить» на неё, ощущения становятся неприятными;

• если пребывание в этом положении затягивается, либо, стараясь выполнить асану, человек напрямую применяет силу, возникает боль.

Боль — неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения. Это переживание является сигнальной, функцией. Ощущение, возникающее при неграмотном обращении с телом, именуют обычно глубокой соматической болью с тенденцией к переходу в хронику.

Один из «секретов» традиционной Хатха-йоги таков; вход в позу, её удержание, а также выход не должны сопровождаться дискомфортом! Ощущения умеренной интенсивности, возникающие в асане, устраняются посредством расслабления, при этом воздействия на тело сохраняют типовую размерность и просто не могут вызывать травм. Так же, как не вызывает их прогулка по улице, уборка квартиры, работа на компьютере и многое другое. Полезная работа есть, она налицо, но неприятных ощущений и, тем более, повреждений в её процессе не возникает.

Даже если поза выдерживается на пределе формы без ощущений, явное мышечное напряжение в рабочей области нежелательно. Например, в Бхуджангасане явно работают руки, но основное давление от формы приходится на позвоночник. В предельных вариантах Шалабхасаны, после прохождения «мёртвой точки» и опоре на горло, мышцы спины должны быть выключены, позвоночник нагружается только собственным весом тела, любая мышечная принудиловка чревата большими неприятностями.

В «стоячих» позах (как и во всех прочих, где силовой компонент преобладает) нужно быть особенно внимательным, поскольку приходится одновременно иметь дело и с ощущениями, и с усилиями. Самая распространённая ошибка новичков — соблазн делать с телом то, что очень хочется после созерцания красивых картинок с «мастерами» в немыслимых позах.

Встречаются такие люди как Гудини или факир То-Рама, которые могут устранять боль, подчинив тело волевому контролю без травм и разрушения здоровья, но подобный ход вещей — исключение и в расчёт приниматься не может.

Вот фрагмент интервью Айенгара (журнал «Йогасара», 1994). Вопрос: «Как можно распознать боль от неправильной практики и благоприятную боль?»

Ответ: «Если боль остаётся после практики, это значит, что вы делаете что-то неправильно. Если вы чувствуете её во время практики, но она исчезает после сеанса занятий, это здоровая боль. С другой стороны, иногда бывает, что, когда вы вытягиваетесь, вы чувствуете успокаивающую боль, которая может в то же время показаться ужасной. Вы должны научиться различать успокаивающую боль, которая является здоровой, и боль разрушительную, которая не предвещает ничего хорошего, усиленно твердит, что что-то не в порядке, что вы не можете этого выдержать».

Здесь и сам вопрос поставлен некорректно, и ответ вообще неясен, поскольку у каждого человека переносимость боли индивидуальна, равно как и её повреждающее действие. Боль, которая одному сойдёт за «здоровую», у другого — сигнал случившейся травмы. Есть люди вообще не чувствующие боль, одна из причин этого — аномально высокий уровень эндогенных опиатов в крови. Если на какое-то время его понизить специальными препаратами, человек может впасть в шок — разом возвращаются все болевые ощущения, не пережитые своевременно. Кстати, подобным субъектам свойственна исключительная способность к тканевой регенерации, повреждения заживают с бешеной скоростью, не исключено что некоторые основатели «динамической йоги» обладали именно таким качеством.

Итак, ощущения возникают в зоне контакта сознания с материей, на виртуальной границе, разделяющей относительно мобильную и статичную части объёма тела. В силовых позах усилие (как и ощущение в асанах на гибкость и растяжку), должно быть убрано под порог восприятия посредством всё того же расслабления, из темы стать подтекстом, но для этого нужна полная физическая неподвижность. Усилие (напряжение) не должно вызывать ощущений и смешиваться с ними.

Асаны йоги — это известные с древности формы (положения) тела, сохраняемые в неподвижности и без какого-либо дискомфорта. Энтузиазм новичков практически всегда приводит к нарушению этих условий, что вызывает:

1) автоматическое повышение напряжённости внимания и сознания;

2) сопротивление тела при выходе на пределы резервных диапазонов гибкости и непроизвольные усилия в мышцах, которые не привыкли действовать в таком режиме;

3) избыточное нервное «обеспечение» незнакомой работы.

Сутры указывают необходимость снятия в асане всех усилий, для этого мышцы нужно расслабить, когда это более или менее удаётся, на первый план выступают ощущения. «Ощущение есть первая ступень познавательной деятельности человека. Ощущение — качественное отражение внешней среды и собственно организма. На основе ощущений формируется процесс восприятия. В контексте Хатха-йоги нас интересуют ощущения, возникающие в опорно-двигательном аппарате (кинестетические) и от внутренних органов (органические или висцеральные). Повторим, что в жизни и нормальной практике асан сигналы от органов, мышц и суставов остаются подпороговыми, не воспринимаемыми сознанием — если нет функциональных расстройств, синестезии, либо органических поражений.

Появление явных ощущений говорит о том, что либо выполнена неверно поза, либо тело не готово к ней, либо что-то не так, скажем, проявилась бывшая травма либо скрытый патологический процесс, например отложение солей. Подобные ощущения (к ним относится также пульсация), равно как и боль — признак неблагополучия, превышены возможности либо по форме, либо по времени её выдержки. Если тело к асанам адаптировано, в суставах, связках, сухожилиях и мышцах явных ощущений нет — это закон. Его незнание влечёт за собой самую распространённую и фундаментальную ошибку: будучи не в состоянии выполнить позу как «на картинке», то есть, не достигнув (по его представлениям) желаемого результата, новичок принимает за этот результат ощущения, которые возникают только в процессе некачественной практики! Мало кто способен без психологического сопротивления принять в качестве позитивного эффекта не наличие чего-либо, но полное отсутствие! Поэтому новичок старается непроизвольно, выполняя асаны с ощущениями или даже лёгкой болью, что, как ему кажется, свидетельствует о наличии полезной работы! Умом он как бы понимает, что неприятность или боль — это неверно, но всё равно делает именно так, поскольку стереотипом поведения «заведует» часть психики, не относящаяся к сознанию, бессознательное оказывается мощнее.

Итак, главный критерий правильности выполнения поз йоги — отсутствие ощущений, именно такое отсутствие является результатом, который должен быть получен! В асанах полезна лишь такая работа, которая остаётся вне восприятия. Асаны нужно просто выполнять как факт, так же, как вы идёте по улице, дышите, глотаете пищу, — не нужно стараться сделать это лучше. Или правильней. Правильно так, как получается сегодня без ощущений - и все. И только. А не так, как на картинке или как делает кто-то. Асаны — лишь транспортное средство, оно вводит нас в изменённое состояние сознания — сначала отвлекая от обыденности, затем ограничивая содержание ума только телом, его покоем и релаксацией. Уже затем (а иногда и параллельно, в паузах между асанами) создаются условия для релаксации ментальной.

Итак, ощущения, возникшие в процессе входа в позу после, должны подвергнуться релаксационной «обработке» и уйти из восприятия. Подобно тому, как Лайя-йога это растворение сознания, традиционное выполнение асан подразумевает растворение физических ощущений, возникающих при вхождении в форму. 

Правильная боль конструктивна, она не только бодрит, но и бросает вызов, а неправильная - деструктивна и приносит мучительные страдания. Правильна боль создана для нашего внутреннего роста и духовной трансформации. Нарастая постепенно, она отличается от резкой и неожиданной неправильной боли, которую наше тело использует, предупреждая нас, что не стоит заходить слишком далеко за пределы своих возможностей. Неправильной также можно назвать ту боль, которая усиливается по мере того, как вы работаете.

Например, при попытке выполнить Пашимоттанасану у неподготовленного и не гибкого человека возникает, как правило, контрактура в пояснице либо задней поверхности ног. Поэтому правильным будет сесть, свободно наклониться вперёд и полностью «отпустить» ноги внутри, расслабить их и ощутить это расслабление (на что может уйти две-три минуты). Если это получится, туловище само по себе начинает уходить вперёд и вниз, таз проворачивается в бедренных суставах. Как только из пустоты восприятия где-то (неважно где) «высунулась» первая точка ощущения, значит, тело говорит мне: «Стоп!». Если даже сгибание может продолжаться, его следует притормозить и вернуться назад, к такому углу наклона, когда останется лишь лёгкое касание к ощущению. И в этой точке следует «зависнуть», углубляя физическую и ментальную релаксацию.

Таким образом — а Пашимоттанасану можно выполнять относительно долгое время — в какой-то момент тело полностью сложится, живот и грудная клетка улягутся на прямые ноги. И в этом положении вы оказываетесь также без ощущений, как если бы это была Шавасана. Есть там, внутри, едва уловимые отзвуки подвижек в опорно-двигательном аппарате, но они не втыкаются в сознание, не нарушают его однородности. Могут проскакивать яркие «искры» ощущений, но, будучи проходными, они сразу и бесследно исчезают.

Асаны нужно просто делать так, как они получаются, без лишних усилий, только такой подход вызывает самонастройку, естественный процесс, реализующий действительные потребности системы.



По материалам книги «Йога. Искусство коммуникации» ,В. Бойко