Даже можно написать текст

Веды - сокровищница индийской мудрости




Санскритское слово "веда" означает "знать". Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-юги.

Особое место в ведической литературе занимает  "Бхагават-гита"  - эпизод из "Махабхараты". "Бхагават-гита" - это диалог между  Верховной Личностью Бога Шри Кришной со Своим  преданным другом Арджуной перед битвой на поле Курукшетра около 5000 лет назад.  В  ней изложена суть философии Вед и она является основной священной книгой почти для всех религиозных течений Индии.
Кроме основных Вед существуют еще Упаведы - вспомогательные  Веды, которые  включают  разнообразные материальные знания. Например, в "Аюр-веде" излагается  медицинское  знание, в "Дханур-веде"  -  "Веде лука"- излагаются принципы воинского искусства,  в  "Джатир-веде"  - астрология. В Ведах можно найти также знания по архитектуре, логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Таким образом цивилизация древней Индии основывалась на Ведах, и поэтому её называют еще ведической цивилизацией. Как описывается в самих Ведах (например, Бхагават-гита,  глава  4, текст 2 или БГ.4.2), ведическое знание передавалась по цепи ученической преемственности. Значение этого  объясняется следующим образом. Любой человек в этом мире имеет  4 недостатка:  он склонен впадать в иллюзию, склонен к обману, обречён совершать ошибки и имеет несовершенные чувства. Как следствие, все приборы и  инструменты, созданные человеком, также несовершенны, так как их создал несовершенный человек. Поэтому, Веды призывают людей принять знание от авторитетного источника, т.е. от личности,  уже имеющей совершенное знание. Такая личность в Ведах называется гуру, или духовный учитель. Духовный учитель, в свою очередь, получил это  совершенное знание от своего духовного учителя. Таким образом, истинный гуру должен принадлежать цепи ученической преемственности, начинающейся от высшего авторитета. А высшим авторитетом является Верховная Личность Бога  - обладатель всего знания.

Основы ведического знания начинается с понимания  того,  что  душа отлична от тела. Практически все школы ведического  знания  согласны  с фразой "ахам брахмасми" - "я - душа, отличная от этого  тела".  Душа  в Ведах называется дживой или дживатмой, т.е. "живым существом", подчеркивая тем самым то, что душа человека ничем не отличается от души животного, растения или полубога. Надо понимать, что без понимания отличия тела и души, или поля деятельности и знающего поле деятельности, хотя бы теоретически,  нельзя правильно воспринять ведическое знание. Основные качества души  -  это вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда). Вечность  означает, что душа никогда не родилась и никогда не умрет. В Бхагават-гите (2.12) Кришна говорит: "Никогда не было так, чтобы не существовал Я,  или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование". Знание означает не полное знание обо всем, а знание своей духовной природы.

В отличие от души тело временно; оно рождается, растёт, существует некоторое время, производит побочные продукты, увядает и умирает. Тело исполнено невежества, т.е. душа при соприкосновении с материальной природой покрывается невежеством: она забывает своё   изначальное положение. И тело является для души источником страданий. Материальное тело состоит из восьми элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго  (БГ.7.4).  При этом первые пять элементов составляют грубое тело, а остальные три: ум разум и ложное эго составляют тонкое тело живого существа. В момент смерти, по Ведам, душа, облаченная в тонкое тело, покидает грубое тело. Затем, через некоторое время, душа, всё еще находясь в тонком теле, вместе с семенем отца входит в лоно матери и формирует там свое будущее тело. Какое тело будет  в  следующей  жизни зависит от состояния тонкого тела в момент смерти, главным образом ума.  Кришна говорит: "О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя свое тело, этого состояния он и достигнет непременно"  (БГ.8.6).  Так Веды описывают процесс перевоплощения  или  реинкарнации.  Каким  будет следующее тело, зависит от деятельности живого существа  в  своём нынешнем. Таким образом можно считать, что настоящая жизнь -  это подготовка к следующей, а момент смерти - это экзамен для души.

В Ведах также описывается процесс эволюции живого существа. Говорится, что души эволюционируют от низших  форм к высшим. Такая эволюция происходит до тех пор, пока живое существо не получит тело в человеческой форме жизни. Здесь живое существо обладает  достаточно развитым сознанием и максимальной свободой  воли, поэтому последующая эволюция души зависит в большей степени от самого себя. Живое  существо в человеческом теле способно сознательно выбирать свое следующее  тело; в том числе, выбрав духовное тело, оно может перейти в духовный мир,  в свое изначальное сотояние. Веданта-сутра начинается с афоризма: "атхато брахма-джиджнаса..." - "теперь, когда вы  получили  человеческое  тело, пришло время вопрошать об Абсолютной Истине". Тем самым, предназначение человеческой жизни состоит в том, чтобы вернуться в своё изначальное состояние и навсегда избавиться от страданий,  связанных с рождением, болезнями, старостью и смертью.