Даже можно написать текст

О чакрах

О чакрах


В традиции йоги выделяют 7 основных чакр.

1. Муладхара
2. Свадхистхана
3. Манипура
4. Анахата
5. Вишуддхи
6. Аджна
7. Сахасрара

Чакры являются одновременно реальными и символическими. То есть, они означают две вещи. Они представляют собой:
• Центры тонкой энергии (праны) в праническом теле человека, причем каждая чакра связана с пранической энергией определенных уровней частоты и тонкости. Каждая чакра — это своего рода реле, которое включает или открывает определенные уровни ума.
• Все более высокие состояния осознания. То есть, чакры символизируют различные уровни осознания человека, от более инстинктивных сфер, связанных с муладхара чакрой, до более интуитивных уровней, которые ассоциируются с аджна чакрой. Они символизируют духовный путь.

Эти два аспекта в действительности представляют собой два разных способа выражения одного и того же, ибо манипуляция и управление праной - жизненной энергией в любом из центров вызывают соответствующее состояние осознания. И наоборот, то или иное состояние осознания вызывает преобладание праны в соответствующей чакре. Одно непосредственно связано с другим.

Отличительные особенности чакр

Хотя смысл каждой чакры и, особенно, высших чакр принципиально невозможно объяснить словами, существуют основные отличительные особенности, или атрибуты, связанные с каждой из них. Они представляют не опыт чакр, а лишь выражение и чувства человека на уровне каждой отдельной чакры.
В различных текстах перечисляются разные атрибуты чакр. Пусть это не сбивает вас с толку, ибо, как мы уже объясняли, смысл чакр лежит за пределами слов. Поэтому характеристики, относящиеся к уровням чакр, представляют собой лишь субъективные описания того, что данный человек считает ее отличительными особенностями. Они неизбежно несут на себе сильный отпечаток его индивидуальной природы, языка и интерпретации. Эти качества — всего лишь ориентиры. Ниже перечислены самые фундаментальные атрибуты, которые мы связываем с главными чакрами.

1. Муладхара.   Это уровень, на котором человек почти полностью поглощен достижением личной безопасности. То есть, главная мотивация человека в жизни направлена на получение пищи, места для жилья и так далее. Это уровень, на котором человек борется с миром, который рассматривается как полностью чуждый.
2. Свадхистхана. Этот центр связан с преобладающим мотивом поиска личных удовольствий и ощущений через посредство пищи, выпивки, секса и т.п.
3. Манипура.   Это центр самоутверждения. Человек пытается господствовать над ситуациями и другими людьми. Он стремится манипулировать миром в соответствии с личными желаниями. Это выражается в преобладающем мотиве обретения богатства, уважения и т.п.
4. Анахата.   Это уровень, на котором человек начинает любить и понимать других такими, как они есть, независимо от недостатков, черт характера и т.п. Человек начинает принимать других людей.
5. Вишуддхи.   Это центр, на уровне которого человек начинает понимать и переживать мир как место гармонии и совершенства. Все переживания, хорошие или плохие, рассматриваются как часть единого целого, все части которого помогают человеку избавляться отличных проблем и обусловливания, тем самым повышая уровень сознания. Мир становится воистину райским садом.
6. Аджна.   Это центр, где человек становится актером на сцене мира, воспринимая все как подобие сна. Человек наблюдает все действия, мысли и объекты, включая собственное тело и ум, из центра своего существа. Это центр свидетельствования.
7. Сахасрара не считается чакрой, а является высшей сущностью, которая в определённом смысле включает все другие чакры. Она изображается в виде лотоса с тысячей лепестков.
Согласно общепринятой версии, Сахасрара активизируется когда достигают своего максимума остальные шесть чакр. В этом случае она чаще всего символизируется белым цветом, содержащим в себе все цвета спектра, а основной функцией выступает единение с высшим сознанием.  Однако есть мнение, согласно которому сахасрара-чакра может развиваться независимо от остальных, и ее раскрытие усиливает некие способности к власти и созиданию. Предполагается, что величайшие пророки - Будда, Конфуций, Христос, Магомет, и величайшие политики - от Цезаря до Наполеона, а так же Ленин, Мао, и такие злодеи, как Гитлер, Цинь Ши-Хуан - все имели сильнейшую сахасрару, которая позволяла им управлять колоссальными народными массами или определять культурный путь народов на сотни и тысячи лет. 
Коронная чакра объединяет энергии всех нижних энергетических центров. Она связывает физическое тело с космической энергетической системой и представляет собой электромагнитный центр, который снабжает энергией нижние чакры. Она - исходный пункт выражения всех энергий остальных чакр. Эта чакра отвечает за связь с верховным осознанием, за способность принимать Божественные и космические идеи, а также подключаться к вселенскому знанию, свету и вселенской любви. Это место, где мы чувствуем себя <<дома>>. Не нужно ничего <<делать>>, не нужно << управлять>> реальностью, не нужно думать - просто <<будьте>> чистой сущностью. Это то место, которое говорит внутри нас: <<Я - это то, что есть я>>, поскольку есть четкое знание о том, что эта жизнь - всего лишь проявление духа в теле, в данное время и в данном месте. Оно было избрано душой заранее, чтобы определенным образом познакомиться с реальностью, познать все светлые и темные стороны бытия (которые, в сущности своей, также являются светом). 

Кроме того, чакры можно примерно подразделить на три следующих класса:

1. Муладхара и свадхистхана — две низшие чакры — имеют преимущественно отрицательную, или тамастическую, природу. То есть, действия человека, как правило, противоречат дхарме, дисгармоничны и не согласуются с его индивидуальной природой.
2. Манипура и анахата — две промежуточные чакры — представляют собой смесь как отрицательных, так и положительных качеств. Это уровень, где преобладает раджас; где мысли и действия являются сочетанием дхармы и отрицания дхармы.
3. Вишуддхи и аджна — две высшие чакры — носят преимущественно положительный (саттвический) характер. Человек, как правило, следует дхарме, и его мысли и действия согласуются с его индивидуальной природой.

Физическая или умственная стимуляция психических центров может вести к изменениям сознания. Это пробуждает психический потенциал в человеке и дает ему более широкое видение и понимание его собственной реальности. В этом — цель крийя йоги.

Уровень чакры отдельного человека может меняться в течение дня. Цель йоги состоит в повышении уровня осознания человека, чтобы он функционировал преимущественно на уровнях более высоких чакр. Смысл и значение чакр выходят далеко за пределы перечисленных нами характеристик, и потому не воспринимайте их слишком серьезно.

Определение

Слово чакра  буквально означает «колесо» или «круг». В контексте йоги лучшим переводом следует считать «вихрь» или «водоворот». Чакры представляют собой расположенные в определенных областях тела вихри пранической энергии, Которые управляют циркуляцией праны, пронизывающей все существо человека. Они находятся вне сферы обычного восприятия. Чакру также нередко называют падма  — «лотос».

Значение чакр

Чакры — это свидетельство максимального потенциала всякого и каждого человека. Они показывают, что человек может превосходить свои индивидуальные ограничения. Наука, в целом, признает, что человек использует очень малую часть своих потенциальных возможностей, и чакры ясно указывают на этот факт. Самая нижняя из человеческих чакр представляет уровень человеческого существования, на котором действуют жесткие ограничения в отношении как познания, так и действия. Более высокие чакры показывают, как человек может все в большей степени превосходить текущие ограничения и подниматься над собой или, точнее, над существующими представлениями о себе. Более высокие чакры представляют более высокие уровни в диапазоне понимания, гармонии, блаженства, отождествления и знания.
Чакры представляют силы сознания, потенциально доступные любому человеческому существу. Они показывают, что реальность макрокосма существует в микрокосме человека, в соответствии с общеизвестным изречением:

Вишвасара Тантра
«Что здесь, то и там;
а что не здесь, то не существует».

Чакры изображают расширение «я». Сперва значение слова «я» жестко ограничено отождествлением с телом. Это уровень муладхара чакры. По мере того как человек становится более сознательным, то есть по мере пробуждения более высоких чакр, понимание «я» расширяется. Отождествление эго начинает включать в себя все больше и больше.
Чакры определяют путь, по которому должен пройти каждый человек, чтобы реализовать свой максимальный потенциал. В каком то смысле, они представляют собой план или руководство для раскрытия ума на всех уровнях.
Постепенное продвижение человека в более высокие сферы сознания невозможно объяснить с точки зрения логики или интеллекта. Этот процесс алогичен. То есть, он не является ни логичным, ни нелогичным, превосходя оба эти понятия. Поэтому древние риши, святые, йоги, мудрецы, тантристы, провидцы — как бы вы ни называли этих просветленных людей — изображали восхождение ко все более и более высоким состояниям сознания в виде символических схем чакр и сахасрары. Хотя возможности подобного описания все равно сильно ограничены, эти схемы способны передать гораздо больше, чем слова. Кроме того, эта форма представления знания меньше располагает к путанице и бесполезным интеллектуальным измышлениям. 
Путь йоги представляет собой последовательность стадий. Постепенное пробуждение чакр соответствует этим стадиям. В Шива Сутре  сказано:«...последовательные стадии йоги полны чудес». Действительно, раскрытие чакр — это поистине удивительный процесс.

Символы чакр

Чакры были известны просветленным и психически одаренным людям во всех частях света и на протяжении всей истории. Они не являются исключительным достоянием какой то одной системы, поскольку составляют фундаментальную характеристику человеческого существа. Восприимчивые люди в так называемых первобытных племенах и сообществах знали чакры на собственном опыте. Они настраивались на чакры, когда достигали гармонии с более тонкими аспектами своего пранического тела. Им не было нужды описывать или символизировать чакры, ибо система уже существовала в их собственном существе.

С началом развития более сложных сообществ одновременно возникали упорядоченные системы для раскрытия потенциала ума и повышения уровня сознания. Чакры символически изображали в соответствии с общепринятыми правилами языка, искусства и традиции. Их изображали по разному, хотя всегда имея в виду один и тот же аспект человеческого существа. Из за этого разнообразия символов многие люди считают чакры просто выдуманным понятием и плодом воображения. Но при этом совершенно упускают из виду, что опыт чакр невозможно передать конкретными словами или схемами. Слова и символы лишь указывают на существование чакр. Вы должны переживать этот опыт сами; вы сами должны пробуждать потенциал своего ума. Никто не может пережить это за вас. Вам могут рассказывать о чакрах, но любое описание будет полностью неадекватным.

Поэтому пусть вас не приводит в уныние разнообразие символов чакр; они служат всего лишь указателями. Они не отражают реальность чакр. Все символические системы чакр — это только удобные и научные средства для того, чтобы направлять вас и помогать вам в обретении собственного опыта.

Символизм чакр в иудаизме и христианстве

Чакры широко упоминаются в Библии.В книге рассказывается история о том, как Гермес встречается с владыкой мира — великим драконом Пимандром, который дает ему духовные наставления. После этого Гермеса охватывает такое воодушевление, что он провозглашает:

«О народ земли, люди рожденные и сделанные из элементов, но с божественной сущностью внутри, восстаньте от своего сна, поднимитесь из своего неведения. Будьте чуткими и понимающими. Знайте, что ваш дом — не земля, но свет... готовьте себя к подъему через семь кругов (чакр) и слиянию с вечным светом».
Это очень интересный текст, вполне заслуживающий того, чтобы его прочитать.

Говорят, что великий египетский гностик Василид придумал слово abraxas. Это слово из семи букв означает творческую силу и семь ангелов, соответствующих планетам. То есть, это слово представляет чакры и их верховные божества.
В древнеегипетском мистицизме, хотя о нем известно очень мало, имеется еще очень много символики, имеющей отношение к чакрам.

Чакры в европейских мистических обществах

Во многих древних мистических системах Европы человек рассматривался как микрокосм — маленькая вселенная. Сознание называли макрокосмом — большой вселенной. Микрокосм — это отражение макрокосма. Для того чтобы показать взаимосвязь человека с сознанием, макрокосм нередко изображали помещенным внутри микрокосма человеческого тела. То есть, мудрые мистики изображали чакры внутри человеческого существа. Сущность всех практик этих мистических и языческих обществ состояла в слиянии с макрокосмом и микрокосмом. Ключом к этому были чакры.

Чакры в акупунктуре

Теперь обратимся к Китаю и Японии. Широко применяемая система целительства, именуемая акупунктурой, в действительности основана на управлении и манипуляции чакрами. Однако используемые при этом чакры не ограничены семью главными, как в практиках йоги, а включают в себя около семисот центров, расположенных по всему телу. Эти точки чакр стимулируют иглами, которые вводят в определенные области поверхности кожи. Такая физическая стимуляция вызывает изменения в более тонких чакрах, что, в свою очередь, приводит к положительным изменениям во внутренних органах, с которыми чакры связаны тонкими проводящими путями. Эти пути, которые в йоге известны как нади, в японской терминологии называются кейраку,кюйсё.
Кстати, в акупунктуре для обозначения праны используется термин ки.  Считается, что ее центр находится в чукан (манипуре), что в точности соответствует представлениям, принятым в йоге. На самом деле, эти корреляции не должны нас удивлять, поскольку человеческое тело в своей основе одинаково, независимо от цвета кожи, расы и размера. Различаются лишь системы.

Символика чакр в тантре и йоге

Использование чакр в качестве средства достижения духовного пробуждения широко признается большинством индийских религиозных направлений и школ расширения сознания. Оно особенно распространено в тантре, йоге и буддизме.

В йоге и, по существу, в большинстве индийских систем чакры символизируют цветками лотоса. В других системах используются другие символы; например, розенкрейцеры символически изображали чакры в виде роз. Выбор может быть произвольным, но для целей крийя йоги мы будем использовать цветы лотоса. Каждую из главных чакр представляет лотос определенного цвета и с определенным числом лепестков следующим образом:

1. Муладхара — четырехлепестковый темно красный лотос
2. Свадхистхана — шестилепестковый алый лотос
3. Манипура — десятилепестковый ярко желтый лотос
4. Анахата — двенадцатилепестковый голубой лотос
5. Вишуддхи — шестнадцатилепестковый фиолетовый лотос
6. Аджна — двухлепестковый серебряно синий лотос
7. Сахасрара — тысячелепестковый лотос всех цветов.

Схасрара в действительности не относится к числу чакр, а превосходит и включает в себя их все. Тысяча лепестков показывает, что она содержит бесчисленное количество лепестков. Она беспредельна.
Использование лотоса в качестве символа очень важно. Человек должен проходить в духовной жизни три стадии:

1. Неведение
2. Стремление и старание (садхана)
3. Просветление

Лотос также существует на трех разных уровнях: ила, воды и воздуха. Прежде всего он начинает расти в иле (неведение), тянется вверх через воду, пытаясь достичь поверхности (старание и стремление) и в конечном итоге добирается до воздуха и прямого солнечного света (просветление). Таким образом, лотос символизирует рост человека от низких состояний осознания и отсутствия знания через чакры к более высоким состояниям осознания. Кульминацией роста лотоса бывает Прекрасный цветок. Точно так же, кульминацией духовного поиска человека становится пробуждение и расцвет его потенциальных возможностей. Кстати, изображение лотоса широко применялось в древнеегипетской архитектуре, особенно на столбах и колоннах. Возможно, они изображали восхождение через чакры.

Если вам нужны источники информации о чакрах, то мы советуем вам прочитать книгу Джона Вудроффа «Змеиная Сила» или такие тексты, как Йога Сикха, Йога Кундалини, Амританада, Хамса, Брахма, Дхьянабинду, Сандилья, Йога Таттва, Вараха Упанишады, Деви Бхагавата  и Линга Пураны.  Но мы предупреждаем вас, что понять оригинальный текст часто оказывается очень трудно.

Важно помнить то, что чакры обладают тонкой природой и что любое их изображение является чисто символическим. Не воспринимайте любое графическое представление слишком серьезно или буквально. Это только средство и ничего больше. Символическая форма и физическое местоположение чакр составляют неотъемлемую часть крийя йоги.

Важно также помнить, что все действия могут выполняться на всех уровнях. Например, можно наслаждаться пищей или быть сердитым и несчастным на уровнях всех чакр. Различаются только внутренняя установка и понимание. Так, гнев на уровне муладхары будет выражаться с полным личным отождествлением; он будет легко вызывать неуравновешенность ума. Гнев на уровне аджны будет делом тела и ума.
Он будет свидетельствоваться без какого бы то ни было отождествления. Это применимо ко всем другим действиям, мыслям и эмоциям. Они могут происходить на всех уровнях. Именно отождествление и внутренняя установка характеризуют каждую чакру, и именно это преобразует всю жизнь человека.

Источник: Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники йоги и крийи