Даже можно написать текст

Ошибки на пути йоги - часть 1




Применение методов йоги всегда было сопряжено с определёнными трудностями. Реализовать такое глубокое Учение необычайно сложно без ясного теоретического видения правильного Пути и грамотного применения практических средств. Множество ошибок поджидают на этой дороге как начинающих, так и опытных практиков. Иллюзия не уступает свою власть человеку, вознамерившемуся совершить духовный прорыв, легко, она постоянно расставляет на Пути Постижения множество хитрых ловушек. Особенно много ошибок подстерегает адепта стремящегося к полной реализации Учения Йоги, того, кто практикует для достижения высших духовных состояний. Того, кто погружается в неведомые глубины собственного подсознания для поиска совершенной Истины.

ОШИБКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ВОЗЗРЕНИЯ

Не правильное воззрение, возникшее в результате непонимания основных положений учения йоги, приводит к подмене истинных целей и ценностей практики ложными идеями и побочными эффектами. Это приводит к потере пути, созданию не благой кармы, препятствиям в практике и жизни.

Игнорирование философских концепций учения йоги делает практику "слепой" и бездумной, что обязательно создаст препятствия и массу проблем.

Если йогин не побуждает своё сознание стремиться к сущности Атмана (атман - термин индийской философии, в частности системы веданта, обозначающий мировой дух, синоним слова "брахман"), не пытается интуитивно осознавать Шуньяту, идею Брахмана, Нирвану, то он обречён барахтаться в океане кармы, получая лишь поверхностный опыт своей садханы (садхана - практические действия и ритуалоы по самоусовершенствованию).

Буквальное понимание абстрактных символов и духовных идей, без проникновения в их истинное значение и скрытый смысл, всегда приводит к заблуждениям, это негативно отражается на практике йоги. Применение методов становится поверхностным, искажается внутреннее содержание техник или оно остаётся недоступным.

Часто встречается среди практикующих ошибка постоянного поиска "высшего метода", который сможет привести искателя к конечному постижению. Такая позиция - результат поверхностного понимания учения и уже имеющихся в распоряжении средств. Всё это лишь порождение направленного вовне ума, забывшего, что Истину следует искать в самом себе.

Тот, кто считает, что мир вокруг него враждебен - никогда не сможет достигнуть недвойственности, интеграции со всем полем бытия.

Тот, кто стремится только к погружению в самого себя - отсекает внешнюю энергию изначальных стихий и не сможет объединить два измерения: внешнее и внутреннее. Уход от обыденной реальности не является подлинной йогой, тот, кто вокруг себя видит только иллюзию или сансару, не может увидеть истинную реальность за пределами " чистого и нечистого".

Тот, кто считает, что всё есть нирвана - пойман в философскую ловушку интеллектуального ума и не прозревает то, что находится за самим умом.

Непонимание принципов Мокши (мокша в индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования) не позволяет обрести освобождение и страдание не прекратится.

ОШИБКИ УСИЛИЯ В ПРАКТИКЕ

Избыток энтузиазма на начальном этапе практики порой приводит к травмам, вследствие перегрузки организма (связок, суставов, нервных центров).

Недостаток применения практик, создающих состояние покоя, приведёт к доминированию процессов возбуждения и устойчивому фоновому напряжению на разных уровнях тела и ума. Что постепенно приведёт к утомлению и истощению внутреннего потенциала сил и остановит дальнейшее продвижение.

На продвинутом уровне практики йогин не всегда может точно определить границу за которой опора на личную волю не приносит продвижение, а становится препятствием.

Применяя интенсивные режимы тренировок практик порой нарушает равновесие процессов распада и восстановления, что приводит к переутомлению и снижению эффективности занятий, ослабляет жизненный ресурс, а иногда сокращает срок жизни, если используются методы вывода энергии.

На продвинутом уровне, воля может стать препятствием, так как она исходит из "Я", обусловленного ума, стремящегося к совершенствованию, следовательно, опора на волю, в этой ситуации, не может дать окончательный прорыв за пределы ума в сверхсознание.

ОШИБКИ ПАССИВНОСТИ

Самолюбование и успокоенность - результат непонимания непостоянства явлений, влияния времени и разрушающих тело и ум факторов. Такая позиция не позволит раскрыться всем потенциальным способностям практикующего.

Пассивное выполнение йогических техник и своей личной практики не даёт проявиться очищающей силе йоги. Слишком вялая практика не позволяет реально продвигаться в развитии, что со временем, приведёт к ослаблению интереса к занятиям йогой и полной остановке практики.

Недостаток усилий и устремлённости не позволяет развить необходимый потенциал энергии для того, чтобы противостоять отрицательным воздействиям, проблемам в жизни и желаемый результат достигнут не будет. Прогресс в совершенствовании сойдёт на нет и перейдёт в свою противоположность - утрате всех достижений.

Идея, что всё предопределено и наши усилия напрасны может привести лишь к духовной деградации и угасанию способностей сознания и тела. Несмотря на некоторую предопределённость всех явлений - следует всё же прилагать усилия для дальнейшего развития и эволюции, это также предопределено.

ОШИБКИ РАССЕЯННОСТИ

Рассеянное состояние сознания во время выполнения асан и пранаям не позволяет создать оптимальный энергетический фон, сознание блуждает в беспокойном возбуждении, в результате не достигается должная концентрация ума и возникают отвлечения чувств.

Недостаток собранности во время практики удерживает ум в состоянии инертной омрачённости - ментальном торможении. Это не позволяет получить ясное восприятие протекающих процессов и добиться осознанного управления внутренними функциями организма.

ОШИБКИ МЕТОДА

Когда цели не точно определены или они ложны - возникает опасность применения неправильных средств практики (технических приёмов), таким образом, невозможно получить намеченные результаты.

Может возникнуть ситуация применения средств, которые создают противоположные эффекты и взаимно нейтрализуют друг друга. Это противоречие не даст никакого положительного эффекта и продвижения, а только поглотит время и жизненную силу практикующего.

Применение неправильных методов практики, способно породить различные болезни тела, истощить нервную систему и вызвать психические нарушения. Поэтому мастера йоги всегда были против самодеятельной практики и бездумного подхода в попытках управления жизненной силой и сознанием. Попытка следовать наставникам, которые сами не имеют глубокого опыта йоги и преследуют лишь завуалированные корыстные цели может кончиться плачевно.

Пристрастие к ограниченным средствам приводит к однобокой практике, лишая практикующего целостного воздействия на тело, энергию и ум. Всестороннее развитие в йоге - залог гармоничности Пути и наиболее полного раскрытия внутренних качеств человека. Применяемый метод должен учитывать способности ученика и последовательно развивать его характеристики. Поступательное совершенствование опирается на разумное чередование внутренних процессов, поскольку ритм лежит в основе всех явлений. Отсутствие ритма занятий проистекает от внешней и внутренней кармы, личной недисциплинированности, что значительно препятствует серьёзному прогрессу в йоге.

Часто можно видеть, как у некоторых практикующих, занятия йогой ограничиваются выполнением только асан, игнорируя практику техник дыхания (пранаям) и медитацию. Такой подход не может быть полноценным и даст лишь поверхностные результаты. Личность не может измениться за счёт применения телесных методов не используя техники трансформации сознания, раскрепощающие и освобождающие психику.

Сама система практики центрах йоги, где не применяют методов концентрации и медитации, не используются глубокие практики дхьяны, говорит о том, что в этой школе нет понимания внутренних процессов сознания и развитие идёт лишь на поверхностном уровне. Тот, кто считает в свою очередь, что он обретёт просветление через какой-либо метод - не достигнет освобождения, так как все методы рождены умом, который и следует превзойти.

ОШИБКИ САМООЦЕНКИ

Завышенная или заниженная самооценка, неверное определение собственных способностей, приводит к различным препятствиям на пути йоги и в жизни. Порой сам человек не в состоянии оценить свои возможности. В этой ситуации необходимо положиться на взгляд со стороны, совет более опытного соратника или мастера йоги. Завышенная или заниженная самооценки порождаются ложным представлением о себе под влиянием эго, они усиливают омрачённости гордостью и гневом, завистью и страхом соответственно.

Считать, что ваша практика лишена ошибок и гармонична - ошибка беспечности, рождённая непониманием собственного состояния сознания и энергии.

ОШИБКИ ПОГОНИ ЗА ПЕРЕЖИВАНИЯМИ

Стремление обрести мистический опыт любой ценой может привести к захваченностью этой идеей и будет упущен шанс обнаружить действительно важные, с точки зрения йоги, процессы и состояния сознания. Погоня за переживаниями и необычными ощущениями может привести к разбалансировке внутренних энергий, нервным и психическим отклонениям.

Возникновение астрального опыта в нестабильном сознании может вызвать искажение восприятия и расщепление личности, потерю ориентиров в обычной реальности, ментальное смешение двух измерений. Тот, кто стремится обрести переживания и делает это намерение сильным - уходит с истинного пути йоги, который нацеливает ум практика к постижению состояния беззнаковости (ниргуна и ниртаттва), без опоры (нираламба) и свободы (мокша). Погоня за конкретными феноменами не позволит соединить пурну и шуньяту (полноту всех явлений и пустотность).

источник:
Дом солнца
www.sunhome.ru