Даже можно написать текст

Раджа-йога

Раджа-йога переводится как «Царская йога». Человек, идущий этим путем самопознания и самосовершенствования, становится «царем» над всеми своими проявлениями. И в первую очередь, раджа-йог учиться контролировать свои мыслеформы. Основа Раджа-йоги – это медитации. В классическом тексте «Йога-сутры Патанджали» йога определяется как способность человека к полному прекращению мыслеобразования. Есть аллегорическое высказывание, в котором говорится, что можно завоевать весь мир, можно взять под контроль движение планет, можно править даже всей Вселенной, но значительно сложнее и значительно важнее взять под контроль и научиться управлять собственным умом.

Мысль - основа человеческих проявлений

Наши действия начинаются с мысли. Могут быть мысли без действий, но в основе всех действий, даже самых глупых и «бездумных» все равно лежит мысль. Перед тем, как что-то сделать, человек это, как правило, обдумывает. По сути, наши действия во внешнем мире можно рассматривать, как отражение наших внутренних мыслей.

Йоговские тексты утверждают, что все в этом мире - это энергия, находящаяся в разных состояниях. Материя – это уплотненная энергия, «грубые» вибрации энергии. А мыслеформы – это одни из самых тонких проявлений энергии. Мысль - определенная вибрация в тонком мире.

Мысль материальна и ни одна мысль не исчезает без следа. Закон кармы (закон причины и следствия) действует и в отношении мыслеформ. Каждая мысль, возникающая у нас в голове, является следствием чего-то одного и причиной для чего-то другого. Изменяя контролируемым образом поток мыслеобразования, мы влияем на всю совокупность наших проявлений.

Личность человека также соткана из различных мыслеформ. И управляя ими, мы можем даже изменить собственную личность, приобретя нужные нам качества характера и избавившись от лишних.

Можно представить себе наш разум как большущий ящик, а мыслеформы – как картинки в нем. Мы постоянно достаем те или иные картинки и рассматриваем их – а в нашем разуме возникает та или иная мыслеформа. Раджа-йога - это наука быть осознанным при выборе мыслеформ. Это искусство сколь угодно долго удерживать нужную мыслеформу или сколь угодно долго не допускать ненужную.

Законы мира мыслей

Мыслеформы имеют определенные законы и тенденции. Можно не совсем понимать, почему в мире тонкой мыслительной энергии работают именно эти законы, но можно при этом знать, что они действительно работают и уметь этим пользоваться.

Приемник-передатчик. Наш разум – это только инструмент в пользовании мыслеформами. С помощью разума мы можем их порождать. С помощью разума мы можем их улавливать. Йоговские источники говорят только об одном пространстве разума, в котором «перемещаются» мыслеформы.

Закон притяжения. Подобное притягивает подобное. Одна мыслеформа притянет за собой очень похожую следующую. Если у нас возникает мысль страха и испуга, то следом за ней выстроится целая черед параноидальных мыслей. Если у нас в голове рождается добрая, веселая мысль, то следом за ней имеет тенденцию образовываться похожая положительная мыслеформа.

В Раджа-йоге этот закон имеет разнообразное применение. Для того, чтобы изменить общее негативистское течение мыслей, можно приложить усилие и «родить» положительную мыслеформу. Если это делать регулярно и усердно, то по закону притяжения мы обнаружим, что в голове начинают роиться только радостные и светлые мысли.

Безграничность. Для мысли нет ограничений времени и пространства. Если мысль отправлена, то она распространяется по всей поверхности разума.  Если мы отправляем какую-то мысль другому человеку, она его «достигнет» вне зависимости от расстояния. Другой вопрос, конечно, осознает он ее или нет – это также один из признаков успеха в Раджа-йоге.

Сила мысли. Мысль может быть сильной или слабой. Чем более мы осознанны и сконцентрированы в процессе зарождения мысли, тем она сильнее и действеннее. Раджа-йога учит, как сделать свои мысли более «весомыми».

Совершенство в Раджа-йоге

Замкнутость и скованность может наблюдаться не только в физическом теле. В ментальном мире, в котором мы можем проявляться абсолютно свободно, нас ограничивают собственные ментальные шаблоны и тенденции.

Совершенство в Раджа-йоге – это преодоление шаблонов в собственном мышлении. Не быть рабом своих мыслей, но самому стать их «царем».

Управление мыслеобразованием - это управление реальностью. Многие философские системы говорят о единстве всего во Вселенной. Изменяя собственное мышление, мы изменяем мир вокруг нас.

И всегда нужно помнить, что управление мыслями – это не цель, а скорее средство в Раджа-йоге.

Целью любой йоги является самопознание. В «Йога-сутрах Патанджали» утверждается, что когда человек, практикующий медитативные практики, научится управлять своими мыслеформами, он может испытать самадхи – состояние, в котором отсутствуют абсолютно все мыслеформы в разуме. В таком состоянии познается истинная суть каждого существа и йогин переживает полнейшее самоосознание.

Хатха-йога - основа Раджа-йоги

Управление мыслями начинается с контролем над телом. Говорят, что Раджа-йога начинается там, где заканчивается Хатха-йога. Но на самом деле, это две части одного и того же пути и одно неотделимо от другого.

Физические упражнения и дыхательные практики укрепляют физическое тело, прочищают энергетические каналы и уравновешивают потоки энергии. А это является важнейшей основой для спокойствия разума и успеха в медитативных практиках.

Практики Раджа-йоги

Йоговская медитация (самьяма) – основное упражнение «Царской йоги». Патанджали в своих «Йога-сутрах» выделил три ступени самьямы – дхарана (концентрация), дхьяна (сосредоточение) и самадхи (сверхсознание).

Для начала практикующий отвлекает органы чувств от внешних объектов и концентрирует свое внимание на одном образе или мыслеформе. Так начинается этап дхараны - концентрации. На этом этапе нужно направить усилие на удержание и непрерывное осознание нужной мыслеформы. При достаточно долгом пребывании в этом состоянии наступает этап дхьяны - сосредоточения. Разум все больше проникает в объект медитации и все мыслеформы в разуме так или иначе становятся  связаны с ним. Дхьяна – непрерывный поток осознания всех мыслеформ, связанных с объектом. В состоянии самадхи йог созерцает уже не внешнюю форму объекта медитации, а его внутреннюю, истинную суть. Разум «смотрит» сквозь атрибуты и внешние проявления и полностью познает объект. Когда отбрасывается и этот объект медитации наступает состояние самадхи без объекта – сверхсознательное состояние, в котором есть созерцающий, но нет объекта созерцания и потому медитирующий познает сам себя.


С чего начать?

Раджа-йога предлагает последовательные, усложняющиеся практики, которые позволяют взять под контроль свои мысли. Одно из начальных упражнений – это Тратака – созерцание неподвижными глазами пламени свечи, изображения чакры или образа божества. После определенной практики объект медитации становится более «тонким» - внимание концентрируется не на внешнем объекте, а на его воображаемом образе – внутренняя Тратака, или визуализация.

Затем можно переключаться на еще более тонкие объекты медитации – такие, как звуки мантр, дыхание.

Осознание или концентрация

Существует два основных подхода в йоговской медитации. Концентрация – практикующий с усилием поддерживает одну мыслеформу и старается исключить все остальные. Это достаточно сложный метод и требует много времени для освоения.

Мы рекомендуем метод осознания – во время медитативной практики объект медитации всегда находится в свете осознания. Какие бы мысли не приходили в голову, мы их не отгоняем, но и не сосредотачиваемся на них. Мы всегда лишь осознаем, прилагая к этому процессу минимум ментальных усилий. Постепенно остальные мыслеформы начнут исчезать, и состояние концентрации наступает легко и естественно.

Крийя-йога

Особым отделом в Раджа-йоге является Крийя-йога. Это тоже искусство управления разумом, но оно несколько отличается от классических медитаций Раджа-йоги.

Крийя – означает «движение, действие». Крийя-йога – это медитативное созерцание каких-либо действий и движений. Они могут быть физические – последовательно повторяющиеся движения тела, энергетические – движение потоков энергии и дыхания, ментальные – определенная последовательность мыслеформ, по которым скользит разум.

Практикующий крийя-йогу использует тенденцию разума блуждать. Вместо того, чтобы с усилием удерживать разум от изменений, мы даем ему четкую последовательность «заданий», что позволяет йогу несколько «отойти» от своих мыслей, своего тела, созерцать свои проявления со стороны, и, как результат, познать свою суть.

Дыхание и мышление

Учителя йоги говорят о связи нашего дыхания и процесса мыслеобразования. Считается, что это не только взаимосвязанные вещи, но буквально две стороны одной монеты. Когда наши мысли скачут, это отражается и на дыхании – оно становится поверхностным, частым. Если мы дышим глубоко и медленно, это успокаивает мыслеобразование и человек обретает контроль над своим разумом. Эта особенность активно используется в практиках Крийя-йоги.