Даже можно написать текст

Храм тела человека




Аюрведическая медицина в своём системном подходе к человеку опирается на одно из глобальных направлений ведической философии — систему Санкхья. Это направление, основанное древним мудрецом Капилой, описывает, главным образом, строение различных объектов материального мира. 

“Пять главных элементов: эго, разум, непроявленное, ум и десять чувств (индрии), пять объектов чувств, желание, отвращение, радость, страдание, совокупность, признаки жизни и убеждения — всё это составляет поле деятельности и его взаимодействия” (13.6-7). 

В данной системе знаний материя изначально имеет форму энергии, которая под влиянием воли Брахмы “уплотняется” в форму вещества, создавая всё многообразие видимых и невидимых нашему глазу объектов Вселенной. Эти объекты состоят из пяти составных частей этого мира, так называемых “грубых” материальных элементов или стихий (маха-бхутов), которые суть: “земля” (притхви), уявляющая принцип структуры или твёрдого состояния вещества (энергия, упакованная в вещество), “вода” (джала) — принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества, “огонь” (агни) — принцип выделения энергии из вещества (распаковка энергии) или плазменного состояния, “воздух” (ваю) — принцип движения материи или газообразного состояния вещества, и, наконец, “эфир” (акаша) — субстанция пространства, некий аналог такого понятия современной науки, как физический вакуум, или физическое поле материи. Кроме этих материальных элементов существуют и более тонкие, полевые составляющие материи, главными среди которых являются — чувства (индрии), ум, самосознание (манас), духовность (буддхи) и эго (аханкара). Эти “тонкие” элементы материи в настоящее время не признаются большинством учёных как элементы именно материи. В лучшем случае их считают производными нервной системы и не более. Тем не менее, Капила Муни указывает на независимую составную часть природы данных элементов материи. Рассматривая Вселенную как единый живой организм, устроенный подобно нашему телу, он выводит из этой аналогии концепцию тождества макро- и микрокосма. Каждое действие во Вселенной имеет причину и следствие (свойство элемента “огонь”). Каждая точка Вселенной содержит информацию обо всей Вселенной (свойство элемента “эфир”). Как внизу, так и наверху (свойство элемента “воздух”). Все объекты Вселенной находятся в неразрывной связи друг с другом (свойство элемента “вода”). Энергии Вселенной, переходя из одного состояния в другое, никогда не исчезают (свойство элемента “земля”).

Согласно философии Санкхья, существует 8 миллионов 400 тысяч форм жизни, которые распространены в самых различных уголках нашей Вселенной. Однако понятие форм, видов жизни в данной системе знаний сильно отличается от точки зрения современной биологии, которая называет жизнью “определённый способ существования пуриновых и пирамидиновых оснований (белковых тел)”. Ведическая система знаний определяет жизнь как форму существования души (дживатмы или дживы). Отсюда семантическая связь санскритского слова “джива” и русского “жизнь”. Каждая душа, проходя эволюцию в материальном мире, в зависимости от уровня своего сознания последовательно занимает ту или иную нишу во Вселенной. Этими нишами и являются формы или виды жизни. Иначе говоря, формы жизни тождественны ступеням сознания. Живые существа, находящиеся на одной ступени сознания, могут иметь, в то же время, различные тела и формы в зависимости от планеты и среды обитания. Телесные оболочки души состоят из всевозможных комбинаций “грубых” и “тонких” элементов материи. Белковые формы жизни, описываемые современной биологией, составляют лишь незначительную часть форм и видов, заселяющих планеты, подобные Земле.

Человеческое тело состоит из пяти основных оболочек:
анатомической (анна-майя-коша),
эфирной (прана-майя-коша),
ментальной (гьяна-майя-коша),
интеллектуальной (вигьяна-майя-коша)
причинной (ананда-майя-коша). 

Предметом изучения современной западной медицины является только первое, телесное покрытие. Аюрведа же рассматривает все пять оболочек. Но в некоторых трактатах человек рассматривается как триединство духа (дживы), души (“тонкого” тела) и плоти (“грубого”, плотного тела).

“Грубая” телесная оболочка. “Грубое” тело состоит из двух оболочек, анатомической и эфирной, и представляет из себя достаточно сложную биологическую “машину”. Согласно системе знаний Санкхья, основу этой “машины” составляет определённое сочетание первоэлементов “земли”, “воды”, “огня”, “воздуха” и “эфира”. Всевозможные комбинации “грубых” материальных элементов порождают всё разнообразие форм и видов человеческой жизни. Из 400 тысяч форм, видов человека, описанных в Санкхьи, мы будем рассматривать строение тела только Homo sapiens.

Анна-шарира буквально переводится как “тело пищи”, поскольку оно зависит от плотной пищи. Все ткани этого тела синтезируются и поддерживаются благодаря органическим веществам, минеральным солям и микроэлементам, получаемым из неё. Длительный отказ от пищи неизбежно приводит к разрушению плотного тела. 

Анна-шарира является самой “грубой”, телесной оболочкой, легко доступной для восприятия нашими чувствами. Её устройство и функционирование подробно описаны современной анатомией и физиологией. Однако и древним аюрведическим врачам было хорошо известно строение анатомического тела, что подтверждается уникальными хирургическими операциями на мозге и других органах человека, которые они делали более 5—6 тысячелетий тому назад. Согласно Аюрведе, анна-шарира состоит из семи главных тканей (дхату): расы (жидкостных сред организма, главными среди которых являются плазма крови и лимфа), ракты (клеточных элементов крови — эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов), мамсы (мышц и сухожилий), меды (жировой ткани), астхи (костей, хрящей и других элементов соединительной ткани), мажды (костного мозга и нервной ткани) и шукры (репродуктивной ткани). Каждая из дхату содержит упакованный в вещество “внутренний огонь” — агни, который необходим для действия постоянного обмена и регенерации тканей. Аюрведа описывает цикл трансформации одной ткани в другую. Каждая предыдущая в этом цикле дхату создаёт питание для последующей. В результате этого метаболизма образуются так называемые “вторичные” продукты. При обмене между расой и рактой образуется слизь, которая участвует в защите слизистых оболочек от внешних повреждений. При обмене между рактой и мамсой образуется желчь, выделяемая печенью в двенадцатиперстную кишку, она участвует в пищеварении и удаляется с каловыми массами. При обмене между мамсой и меда образуется сера, которая накапливается в наружных отверстиях нашего тела. При обмене между меда и астхи образуется пот, участвующий в регулировании жидкостного и теплового баланса организма. Пот удаляется через кожу. При обмене между астхи и маждой образуются ногти и волосы. При обмене между маждой и шукрой образуются слёзы. Поэтому блеск глаз характеризует состояние нейроэндокринной системы. Различные комбинации 7 дхату образуют все органы и каналы анатомического тела. Каналами анна-шариры являются так называемые шроты. Выделяют 12 основных каналов: 

1. Пранаваха шроты — каналы, доставляющие кислород (фактически соответствуют различным отделам дыхательной системы: носоглотке, гортани, трахеи, бронхам).

2. Аннаваха шроты — каналы, переносящие питательные вещества (желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий и толстый кишечник).

3. Расаваха шроты — каналы, переносящие лимфу (лимфатические сосуды).

4. Рактаваха шроты — каналы, переносящие кровь (кровеносная система: магистральные артерии и вены).

5. Мамсаваха шроты — каналы, обеспечивающие нормальную работу и регенерацию мышц (соответствуют мотонейронам и мышечным капиллярам).

6. Медаваха шроты — каналы, снабжающие жировую и соединительную ткань (внутриорганная сосудистая система).

7. Астхиваха шроты — каналы, снабжающие костную ткань (соответствуют надкостнице и системе внутрикостного кровообращения).

8. Маджаваха шроты — каналы нервной системы (соответствуют периферическим нервам).

9. Шукраваха шроты — каналы репродуктивной системы (пути выделения семени и яйцеклетки).

10. Пуришаваха шроты — каналы, отвечающие за выведение фекалий (сигмовидная и прямая кишка).

11. Мутраваха шроты — каналы, отвечающие за выведение мочи (мочеточники и мочевой пузырь)

12. Шведаваха шроты — каналы, отвечающие за выделение пота и секрецию сальных желёз.

У женщин существует еще одна важная система каналов, называемая станьяваха. Это система лактации молочных желёз.

Современная медицина выделяет шесть основных систем анатомического тела: нейроэндокринную, сердечно-сосудистую, дыхательную, желудочно-кишечную, мочеполовую и опорно-двигательную. Как будет ясно позднее, анна-шарира является вспомогательным механизмом “тонкого” тела, его логическим продолжением в плотном, земном мире.

Прана-шарира представляет из себя биофизическое поле, имеющее неоднородную структуру. Его также можно отнести к “грубому”, плотному телу, поскольку его, как и анна-шариру, можно воспринимать через чувства и фиксировать приборами. Некоторые люди с более развитой чувствительностью, так называемые “экстрасенсы”, могут видеть его в форме тонкой световой ауры или ощущать с помощью осязания. Эти навыки могут быть развиты с помощью специальных тренировок у многих людей, поэтому термин “экстрасенс” не совсем правильный. Эфирное тело является энергоинформационной матрицей анатомического тела и полностью повторяет контуры анна-шариры. Это относится в равной степени к человеку, животному, птице или дереву. Подтверждением этого является эффект Кирлиан (фото- и киносъемка прана-шариры в электрическом поле высокой напряжённости). В настоящее время этот метод получил термин газоразрядной визуализации или биоэлектрографии. Эфирное тело состоит из двух частей: стхула-прана-коша (информационная оболочка) и сукшма-прана-коша (энергетическая оболочка).

Стхула-прана-коша выполняет функции контроля всех физиологических процессов анатомического тела, обеспечивая постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), а также осуществляет прямую и обратную связь между “грубым” и “тонким” телом. На уровне эфирного тела в тонкой форме представлены все органы и системы анна-шариры. Оно имеет струнную структуру. Каждая струна работает в своём частотном режиме, являясь как бы стандартом для соответствующей её резонансу органу анатомического тела. В китайской медицине их называют каналами акупунктуры. Подобно камертону, эти каналы постоянно создают настройку различных физиологических систем организма и регулируют подачу энергии в те или иные зоны анна-шариры. В них заложена информация о том, как должны правильно развиваться и функционировать все тканевые структуры и ферменты организма. Они находятся в частотном резонансе с прарабдха-кармой (начальной кармической программой), задающей ритм всему телу, подобно дирижёру оркестра. Кроме того, эти каналы подчиняются циркадным (суточным), лунным, планетным и иным космическим циклам. Совершенно неверно называть их “энергетическими меридианами”, поскольку энергии тела не протекает по ним, как думают некоторые люди. Энергии перемещаются по другим каналам. Но управление энергией, действительно, принадлежит им. Эти меридианы были описаны в “Чарака-самхите” — древнем аюрведическом каноне, появившемся на несколько тысячелетий ранее первых канонов китайской и тибетской медицины.

Существует 12 парных информационных каналов и 2 интеграционных. Названия меридианов, как правило, не совсем точно отражают выполняемые ими функции. Они непосредственно связаны с различными отделами нейроэндокринной системы, управляющими соответствующими органами и системами анатомического тела. Их ход совпадает с основными периферическими нервами верхних и нижних конечностей, что связано с универсальным законом тождества во вселенной. На каждой конечности имеется по 6 каналов (информационных струн). Три канала проецируются на внутреннюю и три на наружную поверхность рук и ног. Интеграционные каналы совпадают с локализацией спинного мозга. Выделяют также две группы дополнительных меридианов: шесть так называемых “чудесных” и пятнадцать “коллатеральных”. Локализация и функции информационных каналов достаточно подробно описаны в различных руководствах по акупунктуре и китайской медицине.

Мы лишь перечислим их основные функции:

1. Меридиан “сердца” управляет корой головного мозга, гипоталамо-гипофизарной системой, сердечно-сосудистой системой, потоотделением, восприятием запахов.

Фактически, в подчинении этого меридиана находятся все вегетативные органы.

2. Меридиан “тонкого кишечника” контролирует процесс пищеварения на уровне двенадцатиперстной кишки и тонкого кишечника, процесс всасывания воды в толстом кишечнике и функцию симпатической нервной системы (в управлении симпатической нервной системы принимают участие все янские меридианы).

3. Меридиан “лёгких” управляет дыхательной системой и обеспечивает кислородом все дхату, контролирует состояние кожных покровов и волос, регулирует циркуляцию жидкостей и энергии, направляя их вниз, удаляет эндогенные токсины и избыток слизи через лёгкие и кожу, а также имеет отношение к контролю над парасимпатической нервной системой (в управлении парасимпатической нервной системы принимают участие все иньские меридианы).

4. Меридиан “толстого кишечника” обеспечивает эвакуацию отходов пищи, избытка слизи и эндотоксинов через нижние отделы кишечника и участвует в работе мочеполовой системы.

5. Меридиан “печени”, кроме управления функциями одноимённого органа, контролирует метаболизм и регенерацию 7 дхату, удерживает энергию тела в равновесии, регулирует кровоток, снабжая все органы и ткани кровью в соответствии с их физиологической активностью, контролирует состояние сухожилий и связочного аппарата суставов, управляет глазами и подкорковыми зонами головного мозга.

6. Меридиан “желчного пузыря” управляет функциями одноимённого органа и подкорковыми зонами мозга.

7. Меридиан “селезёнки” отвечает за нормальную работу поджелудочной железы и селезёнки, за процесс пищеварения и усвоение питательных веществ тканями организма, за распределение энергии, получаемой из пищи и за транспортировку жидкостей, контролирует состояние крови, мышц, подкожной жировой клетчатки и эндотелия сосудов, управляя гормонами анаболического действия.

8. Меридиан “желудка” управляет функциями одноимённого органа и метаболизмом соединительной ткани.

9. Меридиан “почек” отвечает за функции мочеполовой системы, надпочечников, контролирует состояние астхи (костей и ногтей), мажды (костного мозга и нервной ткани), шукры (репродуктивной ткани) и ведает использованием оджаса (жизненной энергии, получаемой в момент зачатия). Считается, что левый меридиан “почек” в основном имеет отношение к мочевой системе, а правый — к половой и гормональной.

10. Меридиан “мочевого пузыря” в большей степени имеет отношение к функциям спинного мозга, нежели к одноимённому органу.

11. Меридиан “перикарда” не имеет непосредственного отношения к сердечной сумке. Его название связано с выполняемыми им защитными функциями семи дхату. Каждая ткань представляет собой энергию (агни), упакованную в вещество определённой плотности. Этот меридиан не позволяет агни выходить из дхату. Иначе говоря, “перикард” управляет гормонами и ферментами, отвечающими за процессы анаболизма.

12. Меридиан “трёх огней” или “трёх обогревателей”, как принято его называть в китайской традиции, имеет противоположные функции. Он как бы распаковывает дхату и извлекает из них энергию, т.е. он контролирует процессы катаболизма и имеет отношение в основном к гормональной системе.

Два интегративных меридиана — “переднесрединный” и “заднесрединный” — управляют спинным мозгом и вегетативными функциями всех органов и систем организма.

Таким образом, головной и спинной мозг являются своего рода кибернетическим приёмным устройством, воспринимающим и преобразующим сигналы, исходящие от стхула-прана-коши. Мозг подобен телевизору, который сам по себе не создаёт образов и звуков, а лишь трансформирует в изображение электромагнитные волны, передаваемые телевизионной станцией.

Сукшма-прана-коша является энергетической оболочкой человеческого тела. Она представляет из себя не менее сложную систему, состоящую из чакр (энергетических центров) и нади (энергетических каналов). В ведических канонах говорится о 49 чакрах. Семь из них являются основными, это так называемые чакры первого круга, подробно описанные в различной оккультной литературе; 21 — чакры второго круга и ещё 21 — чакры третьего круга. В них происходят процессы трансмутации энергий, каждая из которых имеет свою частоту колебаний (вращений). Они настроены на соответствующие частотные резонансы микрокосма (информационные каналы, физиологические системы, органы, ткани) и макрокосма (Солнца, Луны, планет, звёзд и других космических тел). От чакр отходят многочисленные энергетические каналы — нади, подобно тому, как от дерева отходят сотни и тысячи веток, побегов и листьев. В аюрведических канонах упоминается 350 тысяч нади, три из которых являются главными и 108 — основными. Посредством нади человек связан со всеми слоями Вселенной и их обитателями. Каждое живое существо в материальном мире имеет сукшма-прана-кошу. Таким образом реализуется закон всеобщего единства Вселенной.

Главный нади называется сушумной. Физиологически он проецируется на позвоночник, хотя находится в совершенно ином пространстве. В ведической традиции его сравнивают с горой Меру (космической осью). Сушумна соединяет все центральные чакры между собой. Вдоль сушумны проходят ещё два энергетических канала — ида и пингала. Они перекрещиваются между собой в нескольких местах. Пингала является правым нади. Он связан с Солнцем. Через этот канал человек получает прямую солнечную энергию. Эту энергию в разных традициях называют по разному: “ха”, “ян” или “ра”, и без неё не может функционировать нейроэндокринная система, точно так же, как телевизор не может работать без электрической энергии. Ида, являющаяся левым нади, связана с Луной. Через этот канал мы получаем отражённую солнечную энергию, называемую “тха” или “инь”. Согласно философии Санкхья, все видимые объекты материального мира отражают в различных спектрах энергию Солнца. Эта отражённая энергия может компенсировать в какой-то степени недостаток солнечной энергии. “Ха” (ян) обладает согревающим и активизирующим действием. “Тха” (инь) — охлаждающим и тормозящим. Однако, благодаря центральному каналу сушумна, эти противоположные по свойствам энергии способны преобразовываться одна в другую. При избытке “ян” переходит в “инь”, а “инь” — в “ян”. Эти каналы существуют у всех биологических видов (даже у растений). Таким образом поддерживается гомеостаз внутренней среды организма.

Семь главных чакр и пять чакр второго круга расположены на центральной линии тела, соответствующей, как уже было сказано выше, каналу сушумна. Остальные 16 чакр второго круга проецируются в области ладоней, стоп и крупных суставов. Чакры обладают способностью накапливать и трансмутировать определённые типы энергий, используемые организмом для различных целей. В следующей главе мы рассмотрим только наиболее важные из этих энергетических центров.

источник: Центр тибетской медицины
http://kunpendelek.ru/