Даже можно написать текст

Чакры в Аюрведе




В духовных практиках индуизма так называемые чакры рассматриваются как центры силы и сознания, расположенные во внутренних (тонких) телах человека. Разные индийские источники указывают на разное общее количество чакр у человека, но традиционно из этого общего количества выделяются семь: муландхара-чакра, свадхистхана-чакра, манипура-чакра,  анахата-чакра, вишуддха-чакра,  аджна-чакра и сахасрара-чакра. Рассмотрим каждую из них подробнее. 

Муладхара-чакра является одной из наиболее важных энергетических структур организма. Именно в этом месте хранится невосполнимая энергия тела, которая называется оджас. В канонах говорится, что пока человек не истощил свой оджас — ему не грозит старость, многочисленные болезни и смерть. Мы получаем оджас в момент зачатия. Оджас активно используется организмом только в период внутриутробного развития и роста. Оджас является основой иммунитета (устойчивости организма к болезням) и гомеостаза (постоянства внутренней среды). Существует нади, связывающий муладхара-чакру с сердцем. Часть оджаса постоянно циркулирует по этому каналу, обеспечивая автоматизм сердечной мышцы (способность сердца к автономному сокращению). “Ашта-хридая-самхита” говорит, что с каждым ударом сердца мы теряем каплю оджаса. Когда возникают экстремальные обстоятельства, тяжёлые травмы и болезни, угрожающие жизни, организм мобилизует все энергетические возможности, в том числе и оджас. Уменьшение оджаса на две трети приводит к старости. Его истощение вызывает смерть. Организм постоянно использует для своих потребностей энергию, получаемую из внешних источников — света, воздуха, пищи и др. Любая остаточная энергия в трансмутированном виде поступает в муладхара-чакру. Если в определённых обстоятельствах запасов этой энергии не хватает, то привлекается оджас. Таким образом, муладхара-чакра является гарантией энергетической устойчивости организма. Поэтому её связывают с первоэлементом “земля”. Она локализуется в районе копчика.

Свадхистхана-чакра является центром накопления и трансмутации энергии, которая подобно воде может принимать три агрегатных состояния: накапливаться в муладхара-чакре (твёрдое), использоваться при половом акте (жидкое) или трансформироваться в творческий потенциал (газообразное). Поэтому свадхистхана-чакру связывают с первоэлементом “вода”. В первом случае накопление энергии ведёт к защите оджаса и возможности длительное время сохранять молодость. Но для этого вода должна превратиться в лёд. Это означает, что человек должен победить сексуальные желания на уровне ума. Он должен полностью утратить похоть. Это состояние может быть достигнуто только в результате планомерного, длительного развития духовности, самосовершенствования, а также изучения определённых духовных практик. Примером этому могут служить йоги и святые мудрецы. 

Во втором случае энергия обеспечивает, в основном, процесс зачатия и частично переходит к противоположному полу. Происходит своеобразный энергообмен между мужчиной и женщиной. У мужчин, как правило, доминирует пингала (янский нади), а у женщин — ида (иньский нади). Половой акт приводит к выравниванию работы главных нади, правда, ценой больших энергопотерь. Несбалансированность половых отношений, сексуальные извращения или слишком активная половая жизнь приводят к общему энергетическому истощению и чрезмерным затратам оджаса со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

В третьем случае энергия трансформируется в творческую. Для этого человек должен “гореть” какой-то идеей. Вода под действием огня закипает и превращается в пар. Любая материализация интеллектуальных замыслов, сопровождающаяся вдохновением и высокой активностью, приводит к “закипанию” сексуальной энергии. Она поступает по сушумне в верхние чакры, которые обеспечивают функционирование коры головного мозга. Люди, находящиеся в таком состоянии, как правило, естественным образом снижают свои половые потребности. Если человек не использует и не трансмутирует свою энергию тем или иным образом, тогда перегруз свадхистхана-чакры приводит к многочисленным болезням. Эта чакра проецируется в районе 4—5 поясничных позвонков и распространяет своё влияние, в основном, на органы малого таза и почки.

Манипура-чакра трансмутирует и накапливает энергию, получаемую в процессе пищеварения и дыхания. Под действием определённых ферментов желудка, поджелудочной железы и тонкого кишечника (джатар-агни — “огня пищеварения”) пища разделяется на так называемый “прозрачный сок” и “мутный осадок”. “Прозрачный сок”, проходя через печень, превращается в расу (плазму крови и лимфу), а “мутный осадок” выводится толстым кишечником наружу. Раса, накапливая глюкозу и жирные кислоты, доставляет их всем тканям организма, где под действием кислорода происходит синтез АТФ (главного энергетического субстрата анатомического тела). Оставшаяся глюкоза утилизируется в форме гликогена печенью и мышцами или превращается в жиры. Все эти процессы находятся под контролем манипура-чакры. Энергия этой чакры обеспечивает всю двигательную активность тела. Она является центром первоэлемента “огонь” и управляет всеми видами агни. Иначе говоря, в её подчинении находится вся кинетическая энергия организма. Манипура локализуется в районе солнечного сплетения. 

Анахата-чакра — её энергии, в основном, связаны с деятельностью сердца. Человек является открытой биологической системой. Он постоянно обменивается различными видами энергии с объектами окружающего мира, в том числе и с другими людьми. Когда мы устремлены в своём взаимодействии с людьми к проявлению доброжелательности, искренности, и стараемся не навредить, не применять насилия ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях, у нас появляется возможность для развития всего потенциала анахата-чакры. Лицемерие, безразличие, корысть, безнравственность не дают раскрыться лотосу анахата-чакры и проявиться огням сердца. Каждому человеку необходимо развивать свойственную этой чакре высокую активность, которую люди называют сердечностью. Но, к сожалению, в наш век люди, особенно городские жители, общаются между собой на очень низком, бессердечном уровне. Идя по улице или находясь в общественном транспорте, мы не воспринимаем окружающих нас людей личностями, поэтому общение зачастую наполняется ложью, гордыней, равнодушием, лицемерием, завистью и злобой.

Анахата-чакра тесным образом связана с сердечно-сосудистой системой, и её пониженная активность часто приводит к кардиологическим проблемам. Однако если ваши взаимодействия с людьми выстроены правильно, то вы всегда будете испытывать радость от общения, а не страдание. Поскольку сфера общения связана с первоэлементом “воздух”, анахата-чакра считается центром этой стихии. Она проецируется в районе 5-6 грудных позвонков, немного правее от грудины.

Вишудха-чакра сублимирует энергию, получаемую при соприкосновении органов чувств с окружающим миром. Чувства находятся на уровне “тонкого” тела, а в физическом теле имеют свои органы: глаза, уши, нос, кожу и язык. При соприкосновении чувств с объектами: светом, цветом, звуком, запахом и т.д., происходит воздействие энергии внешних объектов на энергии тела. Именно эта энергия и накапливается в вишудха-чакре. Энергия, получаемая в процессе восприятия окружающего мира, имеет не менее важное значение, чем энергия дыхания и пищеварения. Без этой энергии невозможна нормальная работа нейроэндокринной и информационной систем тела, подобно тому, как без электрической энергии не может функционировать компьютер. Например, когда прямой или отражённый солнечный свет попадает на сетчатку глаза, происходит сложный биохимический процесс преобразования энергии света в энергию нервной системы. Различные виды искусства, проявленные в социуме, призваны гармонизировать человека через соответствующие ощущения. Таким образом, проявление человеком творчества во всех областях жизни очень тесно связано с активностью вишудха-чакры. Поскольку чувства являются главным источником информации для человека, первоэлемент “эфир” оказывает наиболее сильное влияние на эту чакру. 

Вишудха-чакра проецируется в районе щитовидной железы. С одной стороны, она связана с органами чувств и подкорковыми зонами мозга, а с другой — с ментальным телом (манасом и индриями).

Аджна-чакра трансмутирует и накапливает энергию, которая способствует процессу логического мышления (активный анализ и синтез информации). Этот центр обеспечивает функционирование клеток коры головного мозга, являющейся приёмным устройством вигьяна-шариры (интеллектуального тела человека). Аджна-чакра получает энергию через тонкое тело и трансмутирует кинетическую энергию манипуры, а при больших умственных нагрузках ещё и энергию свадхистханы. Некоторая часть энергии может быть сублимирована и использована нижними чакрами. Иначе говоря, процесс мышления также является источником энергии тела. Так, например, многие учёные во время активной мыслительной работы ощущают большой прилив сил. 

Аджна-чакра проецируется в нижнелобном отделе головы в районе межбровья. Здесь соединяются ида и пингала (два главных энергетических канала). Эта чакра в большей степени связана с левым полушарием головного мозга.

Сахасрара-чакра относится к так называемому “эгрегорному центру”. Эгрегор является коллективным энергоинформационным полем, объединяющим различные общности людей в единую систему. Существуют эгрегоры семьи, города, страны, нации, политической партии, религиозной школы, планеты и даже Вселенной. Человек может находиться под влиянием сразу нескольких эгрегоров. Каждый человек постоянно, сознаёт он это или нет, служит определённому эгрегору, обмениваясь с ним энергией и информацией. Чем больше времени существует эгрегор и чем большее количество людей объединяет он, тем больше его энергетическая мощь. Становясь последователем определённой духовно-религиозной традиции, человек тут же получает поддержку и защиту соответствующего эгрегора. Эта энергия сублимируется сахасрара-чакрой и обеспечивает соответствующие потребности тела. В дальнейшем эгрегор требует от человека выполнения конкретного служения. На этом этапе человек должен не только брать, но и давать что-то взамен. Энергетическая поддержка теперь зависит от усилий человека. Если он не выполняет поставленных перед ним задач, то связь с эгрегором будет слабеть. Люди, которые самоотверженно отдают себя служению эгрегору, находятся в постоянном энергоинформационном потоке, удовлетворяя потребности своего тела и ума. Абстрактное мышление, творчество, медитация и ясновидение связаны с функционированием сахасрара-чакры. Контакт человека с высшими силами природы невозможен без раскрытия этой чакры.

Сахасрара-чакра проецируется в районе брахмарандры, места сращения двух теменных и затылочной кости (отверстие большого родничка). Эта чакра в большей степени связана с правым полушарием головного мозга.

У каждого человека индивидуальна степень открытия чакр и их соотношение между собой, что и составляет его индивидуальность, его восприятие мира объектов и людей. 

Люди, у которых преобладает влияние муладхара-чакры, не очень развиты с точки зрения духовной эволюции. Они достаточно примитивны по своему мышлению и поступкам. Они живут, в основном, своими интересами. Склонны к накопительству даже тех вещей, которые им не очень нужны. Они достаточно инертны в своём поведении, не осознают окружающей действительности, проблемы других людей их мало волнуют. У них не развито воображение и творческие способности. Они склонны выполнять одну и ту же простую работу, особенно ту, где не надо думать (например, работу на конвейере). Они могут питаться любой пищей, даже плохо приготовленной и испорченной. Они находятся в полусонном состоянии даже днём. Им чужды сильные переживания. 

Люди, у которых преобладает влияние свадхистхана-чакры, живут исключительно своими чувствами. Они верят и стремятся лишь к тому, что они могут непосредственно увидеть, потрогать или попробовать. Они очень впечатлительны и переменчивы в своих настроениях. У них не очень развит интеллект. Они плывут по воле волн, как травинка по реке. Они подвержены стадному чувству. Чаще они живут одним днём. Они совершенно не практичны. Им свойственно суеверие. Тем не менее, они очень чувствительны. Они имеют большие привязанности к сексуальным наслаждениям и очень плодовиты. Им свойственна зависимость настроения от лунных циклов. Они, как правило, быстро вырабатывают свои внутренние ресурсы.

Люди, у которых преобладает влияние манипура-чакры, невероятно активны. Они постоянно находятся в водовороте событий. Правда, их действия весьма хаотичны, а усилия не соответствуют получаемым результатам. Они очень сильно привязаны к объектам чувств. Их не удовлетворяют только еда, сон и сексуальные наслаждения. Они жаждут власти, силы, богатства, почестей и славы. И ради этого они тратят колоссальное количество энергии. Вся их жизнь — это бег на длинную дистанцию. Им просто некогда задумываться о сущности бытия. Им присущи эгоцентризм, гордость и высокомерие. Они весьма неумеренны в чувственных наслаждениях, правда, стараются сделать их более изысканными. Когда они стремятся к достижению поставленных целей, то полностью забывают о себе. В это время они невероятно терпеливы и выносливы. Они прекрасные бойцы. Чаще всего их жизнь заканчивается внезапно.

Люди, у которых преобладает влияние анахата-чакры, имеют открытое сердце. Они очень искренни и просты в своём поведении. От них исходит необыкновенное душевное тепло. Они добры и милосердны, уважают других и всегда стараются помочь страждущим. Они доброжелательны, с другими людьми общаются на равных, независимо от возраста и социального положения. В личной жизни удовлетворяются малым. Очень трудолюбивы. Любят творческий подход. Вкладывают всю душу в то дело, которое выполняют. Обычно говорят правду другим, но стараются не ранить их сердце. В религиозных практиках часто идут путём бхакти (развитие личностных отношений с Богом, когда человек полностью предаёт себя в руки Господа, признавая своё подчинённое положение в этом мире). Бог и вся небесная иерархия очень благоволят таким людям, даже если они не очень развиты духовно и не обладают большим интеллектом. 

Люди, у которых преобладает влияние вишудха-чакры, отличаются высокими творческими способностями. Это люди искусства — музыканты, художники, скульпторы, поэты, актёры. Они прекрасно владеют своим голосом и обладают способностью передавать любую информацию, преобразуя её в соответствующую форму. Они могут заниматься различными ремёслами, которые требуют творческого и необычного подхода. Они не любят стандартов и монотонной деятельности. Они чаще всего бывают достаточно эрудированы и очень общительны. Их мало интересует быт и финансовые отношения. Они любят “витать в облаках” и, как правило, плохо адаптированы к социальным условиям.

Люди, у которых преобладает влияние аджна-чакры, имеют хорошо развитый интеллект и логическое мышление. В жизни их больше всего интересует знание. Среди них много учёных и философов. Их жилища заполнены научными книгами и журналами. Они исследуют все проявления жизни. Они имеют развитое мышление, но не достаточно чувствительны. Их чувствительность слабо развита. Они чаще всего верят лишь тому, что можно подтвердить экспериментально или пощупать руками. Впрочем, некоторые из них становятся мудрецами, познав истину. Их вера, как правило, основывается на собственном опыте, знаниях и наблюдениях за окружающим миром. В духовном смысле они обычно выбирают путь гьяны (культивирование духовного знания с постепенным осознанием своего изначального положения по отношению к Богу). Обычно они избегают личностных отношений с Богом, воспринимая Его как Абсолютную Истину.

Люди, у которых преобладает влияние сахасрара-чакры, встречаются в этом мире не очень часто. Это всегда выдающиеся личности. Они являются проводниками различных эгрегоров. Л.Н.Гумилев называл их пассионариями. Они оказывают сильное влияние на ход истории. Им даны способности воодушевлять и вдохновлять других. За ними следуют сотни и тысячи людей. Некоторые из них, сознательно или несознательно, выполняют задачи небесной иерархии, поэтому могут получить неограниченные возможности. Даже если они злые гении, пока они не выполнят своей миссии, никто не сможет с ними ничего сделать. Они находятся под сильной защитой. Их жизнь и судьба не принадлежит им. Некоторые из них являются проводниками воли Бога. Тогда их называют пророками и святыми. Эти люди могут творить чудеса, ибо им дана такая сила и энергия свыше.

источник: Центр тибетской медицины, 
http://kunpendelek.ru/