Даже можно написать текст

9 правил для духовного развития - часть 1

9 правил для духовного развития - часть 1


1. Не анализируй
2. Не жалуйся
3. Не сравнивай себя с другими
4. Не жди, что что-то сделают за тебя
5. Ежедневно ищи знания
6. Движение принадлежит тем, кто в движении
7. Все проблемы в твоей голове
8. Не ищи совершенства в относительном
9. Поддерживай свою целостность

1. Не анализируй!

Почему это правило стоит первым? Очень интересный вопрос. Ответ мне кажется в том, что это правило определяет основной подход к жизни, восприятие и философию жизни. А значит, это определяет всю жизнь. На первый взгляд, кажется, что это правило полностью не практично для повседневной жизни. Ведь первое, к чему нас призывают и чему нас учат родители, школа и так далее, это необходимость думать, то есть анализировать. Как обычно люди воспринимают такие призывы? Каждый из нас помнит, как возникало напряжение в голове, когда мы пытались решить какую-то задачу или подготовиться к экзамену. Это напряжение и называется словом "думать". Это удивительно. Ведь мы же выучили высшую математику (за пару ночей, перед экзаменом). И если мы действительно "Выучили" математику, с помощью этого знания мы могли бы описать мир, любое явление математически. И это знание должно было вывести нас из сковывающих границ невежества на новый уровень жизни. Это настолько должно было бы изменить наше мышление и поведение, что если бы мы это сделали за пару ночей, нас бы родная мама на следующее утро не узнала. Но, на практике все происходит совершенно не так. Решив, таким образом, задачу или сдав экзамен, мы сразу же забываем о том, что выучили. При этом испытываем облегчение, и продолжаем жить также как и до этого, то есть жизнь почему-то совершенно не меняется. Но в глубине души начинаем думать, что "думать", "анализировать", "учиться", это нужная штука, но очень неприятная. Но привычка этого неправильного воспитания и подхода к жизни остается.

"Выучить", это не значит знать. Слово "Выучить" нужно изъять из нашей жизни, и заменить его на слово "узнать". Потому что привычка "Выучивать" привела к тому, что с самого рождения мы выучиваем обозначения, которые принимаем за сами познаваемые предметы. В результате, в нашей голове появляются различные комбинации этих обозначений, которые отвлекают наше внимание от реального знания. Например, кто-то, увидев высоко в небе летящий светящийся диск, может сказать "о, я знаю, что это такое. Это НЛО". И на этом успокаивается и теряет интерес. Потому что, дав название (обозначение) этому явлению, ему кажется, что он его знает. При этом он уже воспринимает не сам предмет, а свое представление о нём. Выучив, таким образом, названия различных предметов и явлений жизни, и наполнив свою голову множеством концепций и интеллектуальных схем, человек может затем всё это у себя в голове как-то складывать друг с другом, перекладывать и как-то логически увязывать. При этом логика может меняться, в зависимости от желания "клиента". И ему кажется, что теперь он может ориентироваться в жизни. Вот такой подход выучивания (без знания сути) и накопление разных понятий (обозначений), и манипулирования ими у себя в голове, и называется "анализировать".

2. Не жалуйся 


Жаловаться, значит негодовать по поводу тех или иных обстоятельств, которые мешают нам осуществить наши цели или намерения. Тут хотелось бы отметить несколько моментов.

Первое - это конечно то, что уделять внимание негативным проявлениям своего сознания, значит растить и питать в себе страдание. То, на что мы обращаем внимание, выходит на первый план и становится более очевидной реальностью, чем всё остальное. Жаловаться, значит обозначать, или делать более выраженным и четким существование негативных проявлений жизни. Со временем, это может перерасти в привычку, что приведёт к тому, что человек просто станет сплошным проявлением негативности. Это только вопрос выбора, ставить себе препятствия постоянными жалобами, или же всегда быть успешным, находя во всём положительные моменты.

Второй момент - это то, что жаловаться на что-либо, это значит не уважительно относиться к своему окружению и жизни. Какие-либо обстоятельства - это результат множества действий каких-то природных проявлений жизни. Это совершенно упорядоченный и закономерный процесс, в котором нет пустоты, случайности или изолированности. Это как поток реки, в котором каждый всплеск волны в той или иной мере влияет на состояние всей реки в целом и каждой волны в частности. Увлекаясь осуществлением собственных целей, человек может забыть о том, что наша жизнь проходит во взаимодействии со всем окружением. Как рыба легко плавает в воде, не натыкаясь на какие-либо преграды, так и мы можем двигаться в потоке жизни, не сталкиваясь с препятствиями, а легко их обходя, понимая, что препятствия или какие-либо обстоятельства, являются только знаками, указывающими нужное нам направление движения и действий. Если мы, идя по улице, столкнулись со столбом, какой смысл жаловаться на это обстоятельств? Это просто результат нашей не внимательности или не знания природы столба. Возможно, мы не знали, что для столба не свойственно отбегать в сторону, когда мы идем на него. Точно также, не внимательное, а значит не уважительное отношение к любым проявлениям жизни, приводит к тому, что человеку кажется, что эти обстоятельства ему мешают. Но правильное отношение к любому полученному опыту жизни, на самом деле дает только знание, и как результат все в большей и большей мере освобождает нас от страданий.

Кто поймет это, будет принимать с благодарностью всё, что с ним происходит. Научиться искренне благодарить всё, с чем мы встречаемся в жизни, это хорошая техника для следования правилу - не жалуйся.


3. Не сравнивай себя с другими

В природе всё разумно, и любое её выражение индивидуально и имеет свое особое функциональное предназначение во вселенной. Поэтому каждый человек, как выражение разума Природы, имеет также своё предназначение. На санскрите это называется Дхармой. Дхарма представляет собой путь, по которому идёт каждый из нас. Эти пути всех существ, как нити пронизывают всё мироздание, образуя ткань, на которой вышиты прекрасные узоры жизни. Мы можем осознать свое место и предназначение в этом живом узоре, и попытаться не нарушать его гармонии. Это и называется Дхармой. Слово "путь" в нашем случае больше относится к внутреннему переживанию. И, тот, кто склонен считать, что жизнь, это что-то внешнее по отношению к нему самому, теряет опыт Дхармы. Не чувствуя свою нить Дхармы, он пытается найти путь, ориентируясь на других людей. Это показатель незрелости и инфантильности. Как ребёнок, пока не подрастет, повторяет всё за взрослыми, и ориентируется на них, так и любой человек некоторое время, или некоторое количество жизней пытается повторять путь и предназначение тех, кто действительно движется в своей Дхарме. На этом, не естественном для себя пути, человек обычно испытывает напряжение и неудовлетворенность, не зависимо от результата своей деятельности.

Таким образом, попытка сравнивать себя с другими людьми уводит человека от его прямого предназначения и, как результат, лишает радости творчества, счастья и самой жизни.

Как же найти свое особое предназначение, Дхарму?

Тело каждого человека состоит из миллиардов клеточек, каждая из которых является особым, очень специфическим проявлением Природы. Как клеточка тела знает, что ей нужно делать, куда двигаться? Она руководствуется только одним чувством. Это чувство - привлечения, притяжения, или то, что дает блаженство, радость или счастье. Это очень приятное и питающее чувство, которое само по себе привлекает и даёт направление для действия. Дхарма течёт потоками блаженства. И если миллиарды клеточек нашего тела движутся каждый в своем потоке блаженства Дхармы, тогда и человек в целом также может чувствовать этот поток и двигаться в нём. Если человек держит свою нить Дхармы, он чувствует удачу, вдохновение и удовлетворение от процесса проживания. Ничто не может сравниться с этим захватывающим ощущением потока жизни, потока Дхармы. Потому, что только ощущение этого потока можно назвать жизнью. Это может почувствовать каждый из нас, когда находится в потоке творчества. Именно творчество позволяет человеку почувствовать себя индивидуальностью. Поток творчества несет человека с такой силой, что ему некогда смотреть по сторонам, для сравнивания себя с другими. Его путь настолько для него привлекателен, что он даже не может подумать, что для него могут быть какие-то другие пути. Всегда стоит соотносить свою жизнь не с другими людьми, а с внутренним опытом Дхармы и творчества, и всегда помнить, что ты уникален.

4. Не жди, что что-то сделают за тебя

Это правило является естественным продолжением предыдущего (Не сравнивай себя с другими), так как относится непосредственно к предназначению каждого человека и его уникальности. Рассмотрим это правило с обеих этих позиций. Лучше, если свою Дхарму человек выполнит сам, а не кто-то другой за него. Во-первых, потому, что в выполнении какого-либо действия, кроме результата действия, важен полученный опыт и знания. В погоне за результатом, поручая выполнения своей "работы" кому-либо, мы лишаем себя самого главного результата жизни - опыта и знания (вместо "и" можно поставить тире). Поэтому нет никакого смысла ожидать, что кто-то сделает за тебя что-либо. Это всё равно, что поручить кому-то получить за себя знание. Во-вторых, в природе нет пустоты. Если ты позволяешь кому-либо делать "работу" за себя, ты, таким образом, позволяешь занять свое место кому-то другому. Таким образом, вносится дисбаланс в общую картину Дхармы. Это не только негативно для самого человека, но в нарушение Дхармы вовлекается всё окружение.

Теперь, если рассмотреть это правило с точки зрения уникальности каждого человека. Уникальность даёт не только возможность отличать себя от других, гордиться собой или самолюбоваться. Но, это также накладывает определённую ответственность. Если ты уникален, тогда у тебя есть какое-то личное (индивидуальное) чувство ответственности, которое рождается одновременно с чувством "Я". Чувство "Я" и чувство ответственности, это одно и то же. Если ты берёшь на себя смелость сказать "Я", все окружение сразу обращает на тебя внимание и ждёт от тебя действий. И тогда у тебя нет выбора, ты должен подтвердить действием свое право говорить "Я". Твои действия и твое "Я", это также одно и то же. Поэтому, если человек ждёт, что за него что-то сделают другие, он тем самым лишает себя возможности проявить свое Я, и соответственно, этим разрушает свою жизнь и себя самого. Это мы видим по опыту жизни. Те, кто ожидают, что за них что-то сделают другие, постепенно деградируют. Люди же, чьи сердца горят, и кто берёт на себя ответственность за действия, получают опыт и знания по полной программе.

Чувство "Я" - это огонь, который побуждает человека к жизни и действиям. Тот, у кого огонь "Я" чрезмерен, склонен брать не только свою ответственность, но также и ответственность других людей. Такие люди, если где-то появляются, пытаются сделать работу других людей, думая, что они лучше знают, как её делать. И те, кто у кого жизненный огонь недостаточен, надеются, что за них кто-то возьмет ответственность. Как всегда нужно искать золотую середину. Огонь может быть полезен для жизни, но может быть и разрушительным. Поэтому он должен гореть ровно, но ярко, чувствуя силу, но имея чувство меры. Человек, в сердце которого таким образом горит огонь, никогда не ждёт, что за него кто-то что-то сделает, и не мешает другим проживать свою Дхарму.


 Олег Бокачёв,
ведический психолог, специалист по аюрведе